СВОБОДА ВСЕГДА ПРИХОДИТ С ПУСТЫМИ РУКАМИ

8 минут чтения
Андрей Мовчан

СВОБОДА ВСЕГДА ПРИХОДИТ С ПУСТЫМИ РУКАМИ

Иллюстрация: «Исход из Египта». Автор: Sima 95

Андрей Мовчан, основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group, эксперт московского центра Карнеги

Интеллектуальное наследие народа передается тысячей разных путей. Ребенок видит и слышит родителей, учителей и соседей, получает указания и уроки, включается в исполнение обрядов и ограничений, окунается в мир литературы. Но – слова и образы детства тускнеют, уроки не учатся, протест против родителей вызывает отторжение указаний, ограничения – отвращают, а детская литература сменяется взрослой, так же как национальная – мировой. И лишь один канал постижения своей нации и приобщения к ее ценностям не только изначально несет позитивную коннотацию, но и сопровождает человека неизменно всю его жизнь – это национальные праздники.

Не удивительно, что праздники различны по сути и форме даже более, чем различны народы, а смысловая глубина праздника трудноизмерима. Сколько ни копай, какой совершенный, заточенный изучением истории, философии, социологии, литературы, психологии и даже физики, химии и медицины инструмент ни используй, все равно остается ощущение скрытого, того, что еще не осмыслено. И очень хочется узнать о празднике, понять про праздник и, главное – про празднующих.
Исторически (точнее – доисторически) праздники вырастали из актов магического взаимодействия с природой и воздействия на нее. Годичный цикл природной метаморфозы обусловил ежегодность прото-праздников, знаменовавших смену сезонных форм деятельности – сев, сбор урожая или природных плодов, открытие и закрытие сезонов охоты, момент, когда весна близко и можно прекратить экономию продовольствия и т.д. Схожесть природных циклов с человеческой жизнью (вечный круговорот оплодотворения, рождения, роста, старения, смерти) придала прото-праздникам второй смысл, внеся в их мифологему божественное отражение событий индивидуальной человеческой жизни и даже всей жизни человечества. Развитие национальной культуры дифференцировало форму, содержание и коннотацию праздников у разных народов, как на страницах священной книги «написав» на праздниках поверх их архаичного значения тексты новых культурных, морально-этических и даже практических смыслов.
Еврейские праздники в этом ряду точно не исключение. В силу уникальной для человечества связи всей еврейской жизни и праздников, в частности, с документированной историко-мифологической памятью народа, сконцентрированной в Торе, еврейские праздники стали носителями еврейского характера, философии и этического кодекса. Как и Тору, исчерпать еврейские праздники, полностью понять их и передать это знание невозможно – каждый волен и обречен находить в них новые смыслы и учиться у них. В этом плане моя попытка так же индивидуальна, и вместе с тем – часть общего усилия нашего народа по познанию Б-га, себя и мира вокруг нас.

Иллюстрация: «Переселенцы». Автор: Sima 95

ПЕСАХ

Песах – возможно, основной праздник у евреев. При этом для национальной культуры он странен. Как минимум потому, что совершенно интернационален и экстерриториален.
Это празднование в честь исхода евреев из Египта под руководством Моисея (Мозеса, Моше). Кто был этот (реальный, мы знаем это, так как информация о нем есть в нескольких источниках, включая надписи в обнаруженных египетских памятниках) человек? С египетским именем (Мозес), воспитанный как сын фараона – какова вероятность, что он не был его сыном? Большая – как минимум потому, что так говорит традиция – сын еврейки, подобранный принцессой. Но не 100 %. А если отвлечься от традиции – какова вероятность, что принцесса подбирает ребенка (в древнем Египте жизнь недорого стоит) и его растят как сына фараона? И вот этот сын фараона выступает против института рабства (мы знаем это из Торы) и предлагает решение – несогласные с нынешним порядком могут уйти. Решение совершенно революционное и абсолютно интернациональное для того времени, когда люди мыслили племенами, мир был устроен «поплеменно».

СВОБОДА ОБЪЕДИНЯЕТ В НАЦИЮ. ЭТО Я БЫ НАЗВАЛ ПЕРВЫМ УРОКОМ ПЕСАХА, КОТОРЫЙ НЕ ВЫУЧИЛО ЕЩЕ МНОЖЕСТВО НАРОДОВ

Мозес добивается своего, и множество людей уходит из Египта. Тора говорит о многонациональном составе «эмигрантов», и мы можем в это поверить – похоже, что из Египта уходит еще не народ – пока это группа людей с общими взглядами и общим социальным статусом, к племени прибиваются изгои, искатели нового, авантюристы, беглые рабы всех мастей, преступники, беглые мужья и заблудшие женщины… Новый народ формируется так, как впоследствии будут формироваться великие нации – римляне и, наконец, американцы. Пока нет нации, племени, общей веры – она только еще будет болезненно и долго формироваться. Что же есть? Есть общее стремление к свободе.
Свобода объединяет в нацию. Это я бы назвал первым уроком Песаха, который не выучило еще множество народов. Нация – это сообщество свободных людей, даже если у них разные языки, традиции и история. СССР был обречен не стать родиной единой нации, просто потому что был домом рабов. США стали родиной единой нации, включающей черных, желтых, белых, с севера и юга, родившихся в США и только приехавших – потому что объединили всех свободой.

ПОБЕДА В ТОМ, ЧТОБЫ УЙТИ ИЗ РАБСТВА; В ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ИДТИ НА КОМПРОМИСС С СОВЕСТЬЮ. НА ЭТОМ ПУТИ НЕТ КОНЕЧНОЙ ОСТАНОВКИ. НО ИСТИННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ – НАЧАТЬ СВОЙ ПУТЬ

Много позже другой еврей скажет, что перед Б-гом нет «ни эллина, ни иудея». Перед свободой их тоже «нет», а есть либо тот, кто готов быть деятельным, думающим, доброжелательным, независимым, открытым к разности и нетерпимым к рабству, либо тот, для кого кормушка, безопасность и бездеятельность дороже всего. Первые будут вечно «уходить из Египта», и, может быть, в итоге построят Израиль, как бы он ни назывался. Вторые всегда будут оставаться.
Народ, который еще не стал народом, уходит из Египта в никуда. Песах – это праздник оставления, а не обретения, как обычно бывает. Все же привычнее и понятнее праздновать прибыток и благополучие. Праздновать отказ как-то странно. Но, заметьте, никто не празднует день, когда древние евреи обрели Израиль. Этого дня и не существует. Ни страны, ни богатства, ни силы, ни власти в Песах будущие евреи не получили. Это не похоже на дни независимости, годовщины присоединений, праздники урожая, это с точки зрения обывателя вообще странно – праздновать изгнание. Начало 40 лет странствий в голоде и неуверенности? И тем не менее, это самый важный праздник. Свобода всегда приходит с пустыми руками.
Песах – это праздник внутреннего освобождения человека, его осознания, что его жизнь зависит от него самого, что он человек, способный и обязанный свою жизнь строить сам, а не на чужом фундаменте, стоимость которого – отказ от его свободы.
Песах – это еще и личный праздник. Сказано, что все, описанное в Торе, происходит с каждым и каждый день. Каждый из нас каждый день должен выходить из своего Египта – из рабства, из зоны убогого комфорта в свободную неизвестность; из конформизма – в зону чистой совести; от гарантированного куска хлеба – к негарантированному успеху. Весь год мы должны делать это – и один день в году мы это празднуем. Это как день рождения – один раз в году мы празднуем физическое появление на свет, хотя живем каждый день; и один раз в году мы празднуем рождение себя как достойного человека, выбирающего свободу, отвечающего за свои поступки, имеющего убеждения, ради которых стоит 40 лет странствовать в пустыне; хотя, конечно, таким надо быть каждый день.
До обетованной земли дошли не все. Не дошел до нее и сам Моисей (хотя, если бы дело было в Голливуде, то это нарушало бы все каноны жанра). Нам ничего не гарантировано. Нет волшебного правила «выбери свободу и порядочность – и ты победишь». В частности, поэтому мы и празднуем «исход», а не «приход». Победа не в том, чтобы добраться до земли обетованной. Более того, после любого прихода в новой земле образуется свое рабство (и уже через 1 000 с небольшим лет новый лидер будет звать евреев к изгнанию – правда, в метафизическом, духовном смысле). Победа в том, чтобы уйти из рабства; в том, чтобы не идти на компромисс с совестью. На этом пути нет конечной остановки. Но истинное достижение – начать свой путь.


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ