Александр Борода. Песах — как потенциал нравственной свободы.

5 минут чтения
АЛЕКСАНДР БОРОДА:

Дорогие друзья! Поздравляю всех с праздником Песах, традиционно мы желаем друг другу провести эти дни кошерно и в радости!

Празднование Песаха установлено в память об исходе евреев из Египта и заповедано самим Всевышним. Все основные законы праздника изложены в Торе, что и является главной причиной нашего бережного отношения к их исполнению на протяжении тысячелетий. Название праздника образовано от слова на иврите «пасах» – «прошел мимо, миновал». Так Б-г во время 10-й египетской казни – гибели первенцев – прошел мимо еврейских домов, на которых был специальный знак. Праздник начинается по еврейскому календарю 15 Нисана, что в этом году выпадает на вечер 27 марта, и длится в Израиле семь дней, а за пределами Израиля – восемь. Главным событием праздника становится Пасхальный седер, праздничная трапеза, насыщенная ритуалами и особой символикой. Вне Израиля Седер проходит в первые два вечера праздника. «Седер» на иврите означает «порядок», и действительно, все в этот вечер подчинено строгому порядку. В этот вечер каждый участник должен съесть мацу, рассказать о выходе из Египта, выпить четыре бокала вина и съесть горькую зелень. На протяжении всех дней Песаха существует строжайший запрет есть и иметь в доме квасное (на иврите «хамец»).

НАШИ ЗАКОНЫ, КОШЕРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ НЕПРЕКРАЩАЮЩЕГОСЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК НАШИХ ДЕТЕЙ,
ТАК И НАШЕГО НАРОДА

Исторический сюжет праздника широко известен всему миру. Это череда событий, предшествующих освобождению евреев из египетского рабства, исход из Египта под предводительством Моше (Моисея) – величайшего лидера и пророка – множество чудес, испытаний и потрясений. Все это является важнейшим этапом на пути зарождения еврейского народа, объединённого с тех пор не только языком и родственными связями, но и национальным самосознанием.
В Песах происходит утверждение нашей самоидентификации. Даже в ассимилированных семьях самой прочной оказывается связь именно с религиозными пасхальными обычаями. У Песаха абсолютно особое положение среди всех праздничных дат, установленных Торой. Только к нему происходит столь тщательная подготовка, никакой из других праздников так сильно не меняет наш быт и привычный уклад в доме. Таким образом, внимание и силы, которые мы затрачиваем на проведение праздника, усиливают его духовное воздействие на нас, оказывают большое влияние на наше понимание произошедших событий, мы действительно проникаемся идеями и смыслами пасхальной истории.
Все физические действия в иудаизме, его повсе­дневная ритуальность, кажущаяся многим современным людям избыточной, имеют свое духовное обоснование. У каждой отдельно взятой заповеди есть множество объяснений. Но тем не менее есть в них фундаментальная, неизменная общность. В первую очередь, все заповеди служат нам напоминанием о Царе царей, о Создателе мира, о Его власти над всем миропорядком. И наши законы, кошерные традиции и обычаи являются частью непрекращающегося процесса обучения как наших детей, так и нашего народа. С их помощью мы передаем из поколения в поколение веру в Единого Б-га и в свое уникальное предназначение.

АЛЕКСАНДР БОРОДА

ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН РОССИИ, ОСНОВАТЕЛЬ
И ДИРЕКТОР ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ И ЦЕНТРА ТОЛЕРАНТНОСТИ

И именно в Песах эти два фундаментальных понятия представлены в своей наивысшей концентрации. Мы знаменуем святость праздничного стола не только благословением на вино, но и чтением пасхального рассказа – «Магида». И в отличие от кидуша и других праздничных молитв, мы произносим его на том языке, который понимаем. В рассказе об исходе из Египта Б-г является не только высшей силой, но и активным участником нашей личной истории, только благодаря его прямому вмешательству сегодня мы не рабы, а свободные люди. «Сильной рукой вывел» – текст Агады подчеркивает наше, можно сказать, физическое соприкосновение с Б-гом. Во время Седера главными слушателями и участниками праздника становятся не авторитетные раввины или высокопоставленные гости, но, согласно еврейскому закону, дети. Им мы должны рассказывать историю исхода из Египта, объяснять законы и обычаи, именно дети задают четыре вопроса, которые формируют основную канву повествования и помогают обозначить главные смысловые акценты.
Из Книги Шмот (в русской традиции Исход), рассказывающий о событиях выхода из Египта, мы узнаем историю Моше, о становлении его как будущего и неизменного лидера народа Израиля. В своих призывах к людям он впервые формулирует основные национальные идеи, проговаривает ориентиры для дальнейшего духовного развития нации. Помимо безусловной веры в Б-га и обязательного служения ему, Моше много раз говорит о необходимости давать образование детям, о том, как важно передавать им историческую память, формировать в них понимание традиций и уважение к ним. «Расскажи сыну своему…» – впоследствии стало девизом еврейского народа, и в непрерывности этой цепи, по которой передаются традиции от старшего к младшему, и кроется выносливость, стойкость и духовная крепость народа.

ВСЕВЫШНИЙ ЗАЛОЖИЛ В НАС ПОТЕНЦИАЛ К НРАВСТВЕННОЙ СВОБОДЕ,
КОТОРАЯ ДОБЫВАЕТСЯ НЕ В СРАЖЕНИЯХ,
А ПУТЕМ ВОСПИТАНИЯ И ЭТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В основу зарождения еврейского народа и еврейского воспитания ложится важнейшее для всех людей понятие – свобода. Но свобода не в бытовом, а духовном значении. Для того, чтобы воспитать ее в наших детях, она должна быть взращена и достигнута, в первую очередь, в нас самих. Свобода дифференцируется тем, является ли субъект – человек – определяющей причиной своих действий, или они находятся в распоряжении других субъектов. Если мы выбираем быть Б-гобоязненными, милосердными к ближнему, выбираем уступить и отказаться от гордыни в пользу слабых и нуждающихся, то таким образом мы создаем вокруг себя качественно другую реальность. Духовная свобода – это умение влиять на свою жизнь, а не оправдывать себя и свои поступки внешними обстоятельствами. Всевышний заложил в нас потенциал к нравственной свободе, которая добывается не в сражениях, а путем воспитания и этической дисциплины.
Согласно Торе, Нисан – месяц, в который мы празднуем Песах, является первым. Несмотря на то, что Новый год наступает через шесть месяцев, в Тишрее, отсчёт месяцев мы ведем, начиная именно с Нисана. Исторический этап исхода из Египта, когда определились основные задачи еврейского народа, стал импульсом для его будущего развития, так наше ежегодное празднование Песаха побуждает нас сверить свои личные ориентиры с Б-женственным замыслом. Вера в единого Б-га, забота о будущем, нравственная свобода – это наше начало координат, где пересекаются все оси.
От всей души желаю всем крепкого здоровья! Любви, понимания и заботы близких людей, радостного общения с детьми и внуками, успеха в делах!


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ