ПИНХАС ГОЛЬДШМИДТ. Жизнь — это выход из Египта.

5 минут чтения
Пинхас Гольдшмит:

«НАША ЖИЗНЬ – ЭТО ПОСТОЯННЫЙ «ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА»: ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА, ПРЕДРАССУДКОВ, СТЕРЕОТИПОВ И СТРАХОВ»

В преддверии Песаха главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмит побеседовал с главным
редактором МосТ Светланой Браницкой.

МосТ: Рав Пинхас, в эссе Любавического ребе «Истинная свобода» есть слова: «Праздник Песах, отмечающий Исход из Египта, называется «временем нашей свободы». В Пасхальной Агаде говорится: «В каждом поколении, каждый день человек должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел сегодня из Египта». Для еврея процесс «выхода на свободу» должен быть перманентным». Что эти слова означают сегодня?

Пинхас Гольдшмит: Мы должны помнить, что были бесправными и ненавистными рабами в Египте. Это напоминание о ценности свободы во всех сферах нашей жизни и о том, что мы должны с состраданием относиться к «чужим» и бесправным, встречающимся нам на нашем пути.
Процесс обретения свободы, начавшийся со времен Исхода, продолжается и по сей день в жизни каждого из нас. Наша жизнь – это постоянный «выход из Египта»: из зоны комфорта, предрассудков, стереотипов и страхов.
Отказываясь от своих ценностей и идеалов, отрекаясь от данного Всевышним потенциала, мы остаемся рабами – даже в отсутствие фараона.

МосТ: Говорят, мы живем сегодня во времена тектонических перемен, «идеального шторма». И существует три защитных реакции: «я в домике», плыть по течению и влиять на события. Какой путь представляется эффективным для иудея?

Пинхас Гольдшмит: Мы, евреи, всегда плыли против течения, так складывалась история нашего народа.
Но принципиально другое – чтобы наш путь был выбран не по причине того, что «все делают так же» или «мы должны делать не так, как все». Поэтому вопрос не в том, как эффективнее – по течению или против, а в том, как правильно и соответствует ли это нашим принципам. В течение тысячелетий мы верили по-другому, праздновали по-другому, говорили по-другому – мы никогда не боялись жить по своим собственным принципам. Но это вовсе не значит, что мы намеренно плывем против течения. Это значит, что мы не предаем свои идеалы.
Каждый день человек, будь он иудей, мусульманин или христианин, принимает множество важных решений. Они должны основываться не на общих тенденциях, а на взвешенном выборе и следовании своим принципам.

МосТ: Какова роль духовного лидера в современном мире? Какие запросы приходят к вам от общины? 

Пинхас Гольдшмидт: Говорить правду, ободрять и вдохновлять людей, заботиться о больных и нуждающихся, вдовах и сиротах и жить согласно принципам, которые он проповедует.

РАВВИН В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩИНАХ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР, НО И ПСИХОЛОГ, ДРУГ И СОВЕТНИК. ПРИЧЕМ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО РЕЛИГИОЗЕН ТОТ, КТО К НЕМУ ОБРАТИЛСЯ. ЧТО КАСАЕТСЯ ЗАПРОСОВ – ОНИ МОГУТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ, НАЧИНАЯ ОТ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ И ВОПРОСОВ О БИЗНЕСЕ, ЗАКАНЧИВАЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ РАЗГОВОРА С БЛИЗКИМ И ДОВЕРЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ПРИДАСТ СИЛ, ОПТИМИЗМА И НАДЕЖДЫ.

МосТ: Как развитие технологий меняет современные общества?

Пинхас Гольдшмидт: Технический прогресс – это, безусловно, прогресс человечества. Однако, как и у всего, у прогресса есть обратная сторона медали. Изобретение автомобиля привело к ожирению и проблемам со здоровьем, появление навигаторов – к не­умению читать карты, а смартфоны, позволяющие нам в секунду отправить письмо и оперативно решать различные вопросы, отвлекают нас от других значимых вещей. И таких примеров масса.

МосТ: Меняется ли сакральность понятия «свобода» в современном мире? Заметна ли подмена или перенос смысла на безопасность, прозрачность информации и т.д.?

Пинхас Гольдшмидт: Каждое значение важно, но его следует оценивать в контексте. Если свобода мнения порождает ненависть и терроризм, то ее необходимо ограничить.

ПИНХАС ГОЛЬДШМИДТ

(НЕМ. PINCHAS GOLDSCHMIDT) — ГЛАВНЫЙ  РАВВИН МОСКВЫ, ВОЗГЛАВЛЯЕТ
РАВВИНСКИЙ СУД В РОССИИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА РАВВИНОВ ЕВРОПЫ,
ГЛАВА РАВВИНСКОГО СУДА В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ. ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА
РОССИЙСКОГО ЕВРЕЙСКОГО КОНГРЕССА

МосТ: Эфиры Московской хоральной синагоги в FB, ваши размышления и беседы с гостями – это энергия радости и силы жизни. Подозреваю, что кому-то эти стримы заменяют походы к психоаналитику. Что для вас источник оптимизма и мудрости?

Пинхас Гольдшмидт: Наша вера и Тора.

МосТ: Кто для вас пример свободного человека, личности?

Пинхас Гольдшмидт: Это человек, который ничего не боится. Свободный человек – это тот, кто может контро­лировать свои страсти и дурное начало.

МосТ: Как меняется роль женщины в современном обществе? Кто, на ваш взгляд, свободнее – мужчины или женщины?

Пинхас Гольдшмидт: Я полагаю, что женщины в современном обществе предпочитают быть все более и более самодостаточными и независимыми – и это, в целом, хорошо. Но не нужно делать из женщины мужчину, то есть приравнивать их друг к другу целиком и полностью.

МосТ: Деньги – это свобода?

Пинхас Гольдшмидт: Деньги – это инструмент.
И деньги, безусловно, дают определенную свободу, но при этом большая часть человечества находится у денег в рабстве.

МосТ: В одном из ваших эфиров «Кабалат Шаббата» на FB вы говорили о понятии смысла жизни. И рассказали притчу, о том, как еврей спрашивает у раввина: как понять свое предназначение? И рав отвечает: «Ты ехал несколько дней назад в поезде? Тебя в ресторане попросили передать солонку за соседний столик? Это и было твое предназначение». Вот для кого-то смысл жизни – «передать солонку за соседний столик»… А для вас?

Пинхас Гольдшмидт: В том, чтобы оставить после себя что-то. Сотворить вечное. Вечным же останется наиболее духовное.



ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ