КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НАХОДИТ ЧЕЛОВЕКА

6 минут чтения

КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НАХОДИТ ЧЕЛОВЕКА

Стивену Спилбергу присуждена премия Фонда «Генезис» (Genesis Prize) 2021 года, или «Еврейский Нобель», как ее называют.

Фонд премии «Генезис» на этот раз отошел от традиционного закрытого процесса и заранее назвал имена номинантов списка 2021 года. Семь человек в списке были выбраны из более чем четырех тысяч имен, номинированных по всему миру:

  • Судья Верховного суда США Елена Каган (США)
  • Актер, продюсер, режиссер и вокальный критик
    социальных сетей Саша Барон Коэн (Великобритания)
  • Певица и актриса Барбара Стрейзанд (США)
  • Богослов, писатель и бывший Главный раввин
    Соединенного Королевства лорд Джонатан Сакс
    (Великобритания)
  • Актриса, продюсер и защитник прав и возможностей молодых женщин Галь Гадот (Израиль)
  • Основатель Salesforce, владелец журнала Time 
    и мега-филантроп Марк Бениофф (США)
  • Режиссер, продюсер и сценарист Стивен Спилберг (США)

Ранее лауреатами премии «Генезис» стали бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, судья Верховного Суда США Рут Бейдер Гинзбург, актеры Майкл Дуглас и Натали Портман, скрипач-виртуоз Ицхак Перлман, скульптор Аниш Капур, правозащитник и председатель Наблюдательного совета Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» Натан Щаранский.
Впервые при выборе победителя премии «Генезис» важную роль сыграло онлайн-голосование. За Стивена Спилберга было отдано наибольшее число голосов.
«Премия «Генезис» отмечает неповторимый талант Стивена Спилберга, его стремление сделать мир лучше, а также тот уникальный вклад, который он сделал, чтобы открыть глаза послевоенным поколениям на ужасы Холокоста», – отметил основатель и глава Фонда премии «Генезис» Стэн Половец.
Надо заметить, что список наград великого кинорежиссера и продюсера, в котором четыре личных «Оскара» – его фильмы собрали 50 золотых статуэток – эта премия не слишком удлинит. И точно не обогатит: миллион долларов «еврейского Нобеля» лауреаты традиционно отдают на благотворительность.

Но Спилберг действительно «открыл глаза послевоенным поколениям». Это больше, чем искусство. Это миссия. «Список Шиндлера» стал не просто киноклассикой – если мерить в «Оскарах», у него их семь, а еще три «Золотых глобуса» и «Грэмми». Благодаря ему трагедия Холокоста стала узнаваема, прочувствована, осознана большинством людей в мире. А подвиг праведников, спасавших евреев в период их тотального уничтожения, возведен до того уровня святости, которого достоин. Теперь Холокост воспринимается, в первую очередь, по образам и сценам из «Списка Шиндлера». Фильм о прошлом сформировал реальность.
Для меня это еще и удивительный и убедительный пример того, как Провидение (а по-настоящему религиозный человек сказал бы – Всевышний) приводит человека к его главному предназначению в жизни, какими бы путями сам человек предназначенного ни избегал.
Стивен Спилберг – сын еврейских эмигрантов из России. Его отец Арнольд Спилберг родился в семье украинских эмигрантов в Цинциннати, штат Огайо, в 1917 году. Он умер в прошлом году в Лос-Анжелесе, в возрасте 103 лет. Спилберг-старший работал компьютерным инженером. Он помогал сыну в создании спецэффектов в его первой картине «Пламя страсти», снятой в 1964 году. Стивен, которому тогда было 17 лет, выступил сценаристом, режиссером и монтажером 135-минутного фильма.
«Долгие годы я не рассказывал о своих еврейских корнях. Когда мне задавали вопросы о моем еврейском происхождении, я, конечно же, говорил правду, но сам об этом никогда не заводил речь первым. И так продолжалось достаточно долго, пока я не влился в сообщество, где было очень много евреев. Смешно сказать, этим обществом был Голливуд. Думаю, поворотным пунктом в моей жизни был момент, когда родился мой первый ребенок. Тогда я должен был решить, как его воспитывать, в каких традициях. Будет ли это еврейская традиция? Именно тогда я понял, кто я есть на самом деле», – вспоминал Спилберг в интервью.
Мировая слава к нему пришла после зрелищного ужастика «Челюсти» – о кровожадной акуле, терроризирующей праздных курортников. Режиссер был признан мастером массового развлекательного кино: снимал один за другим блокбастеры, стал рекордсменом Голливуда по кассовым сборам. Героями его лент становились разные персонажи – от Индианы Джонса, профессора археологии с навыками спецназовца, до инопланетян и динозавров. Не было только евреев.
В начале 1980-х Спилбергу попадает книга, написанная по воспоминаниям спасенного Шиндлером еврея – Полдека Пфефферберга. Следующие 10 лет Спилберг не может избавиться от навязчивой идеи сделать фильм о том, как немец, нацист, ловкий предприниматель и циник, увидев устроенный для евреев ад, вдруг становится одержим спасением обреченных – уже приговоренных, уже вычеркнутых из списка живых только за то, что они родились евреями.
Спилберг понимал: чтобы убедительно показать метаморфозу, произошедшую с его героем, надо изобразить поразивший его ад с такой степенью глубины и достоверности, будто сам находишься внутри… Видимо, он сознавал, как тяжко ему будет строить этот мир и входить в него. Он ни в какую не хотел ставить этот фильм сам.
Продюсировать – да, раз тема не отпускает. Но не ставить. Спилберг ищет режиссера калибра, соответствующего замыслу. Предлагает Сидни Поллаку… Мартину Скорсезе… Роману Полански…
Скорсезе отказался, поскольку считал, что это должен снимать еврей. Полански – потому что для него это было слишком тяжело. Ликвидацию Краковского гетто, которую предстояло снимать, он пережил сам: его, восьмилетнего, отец вытолкнул через дыру в заборе в последний момент перед отправкой в Аушвиц.
Так в 1993 году Спилберг создал шедевр, который перевернул представление мира о той далекой и, казалось, чужой трагедии. Это было как удар током.
В Кракове, в Подгорже, где располагались гетто и фабрика эмалированной посуды Оскара Шиндлера, появился целый мемориальный район. Он стал местом паломничества – как евреев всего мира, так и не евреев.
Фильм перевернул жизнь и самого Спилберга. Не только тем, что его, автора знаковых развлекательных лент, стали воспринимать прежде всего как создателя «Списка Шиндлера». Но и тем, что он навсегда расстался с отстраненностью от своего еврейства. На гонорар, полученный за съемки фильма, Стивен Спилберг основал фонд «Шоа», фонд памяти Холокоста – сегодня крупнейшее в мире собрание свидетельств и документов, разве что после Мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме. «Я основал фонд «Шоа» для того, чтобы голоса выживших были услышаны. Эти истории должны услышать дети, они должны узнать о последствиях того, что мы не предприняли попытку сблизиться, понять друг друга лучше. Теперь надо действовать на опережение, чтобы культурные и этнические различия не стали яблоком раздора», – говорил режиссер в интервью.
В 1998 году Стивен Спилберг выступил продюсером документального фильма «Последние дни» (The Last Days) об уничтожении евреев Венгрии в 1944 году. За два месяца там было убито почти полмиллиона человек. Лента тоже получила «Оскар». Тема Холокоста навсегда останется в его жизни и творчестве. Так предназначение находит человека. А «еврейский Нобель» – своих героев.


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ